Социальный стартап отличается от обычного тем, что в его основе лежит желание помочь людям – заработок важен, но вторичен. Остальные критерии в идеале остаются неизменными: оригинальность задумки, масштабируемость и возможность привлечения инвестиций.
В социальном стартапе упор делается на помощь людям или улучшение качества их жизни. Деньги в первую очередь нужны не для выхода на глобальный рынок, а для обеспечения устойчивости самого проекта.
На старте могут быть задействованы личные средства основателей, 3F, инвестиции, но в конце концов социальный стартап должен начать обеспечивать себя сам. Если этого не происходит, инвестиции и гранты заканчиваются, энтузиазм пропадает, а проект сворачивается на неопределённое время (читай: навсегда). Добавьте ко всем трудностям гнетущую ответственность «оправдаем ожидания или нет?»
Изначально мы выбрали пять, на наш взгляд, потенциально успешных и полезных стартапов из Беларуси, которые могли бы расширяться и приносить прибыль. Решили узнать, насколько удачно организаторы справляются с возникающими проблемами. Искали проекты среди победителей и участников тематических конкурсов, а также на краундфандинговых платформах.
Однако не все смогли поделиться опытом: один проект «приостановлен по ряду причин», другой затух сам по себе, так как команда развалилась. Причины разные, но итог один: достаточно интересная и вероятно рентабельная идея исчезла. Мы расспросили троих «выживших», сражаются ли они за финансовую самостоятельность своего социальный стартапа.
***
Сервис для поиска надежной няни на час «Як мама»
Создатели пишут, что в Минске такой сервис появился впервые.
Анна Шамко, руководитель проекта:
Схема заработка такова: сервис предоставляет няне заказы и получает процент. За разовые заказы больше, а за постоянные (если один клиент позвал няню более 10 раз в месяц) существенно меньше. Первые платежи ожидаются не раньше марта, так что пока мы только вкладываем собственные средства.
Мы хотим обучать нянь, организовывать благотворительные проекты и развивать сервис в каждом городе Беларуси. Но на самом деле перед нами сейчас две конкретные задачи:
1. Сделать так, чтобы родители (пока в Минске) могли зайти на наш сайт и позвать няню в необходимое время. Это должно быть привычно, безопасно и приятно.
2. Сделать так, чтобы няня не бледнела от страха при словах “налоги” и “легально”.
Найти няню, в том числе на час – не проблема. Вопрос в идее. Все преподносят услуги по-своему, и мы тоже отличаемся по нескольким пунктам.
Во-первых, это стоимость. Няни самостоятельно устанавливают оплату, и цены могут сильно отличаться. Через наш сервис вы можете за 2$ в час позвать няню с опытом работы и отзывами от реальных клиентов. Также это география. Мы постоянно общаемся с новыми нянями, и одна из целей проекта – создать базу, где можно выбрать подходящую няню в любом районе города на необходимое время.
Пока сайт работает в тестовом режиме и все заказы обрабатываются вручную. Как только спрос возрастёт, запустим полностью автоматизированный сервис, где можно будет позвать няню “в три клика”. После этого можно думать о масштабировании.
На постоянную работу, кроме нянь, пока никто не нужен. Серьезные инвестиции тоже привлекать не планируем. Но нам всегда нужен добрый совет! В рамках отдельных проектов хотелось бы пообщаться с врачами, которые готовы делиться знаниями с родителями и нянями.
***
KrokApp – навигатор, который знакомит с историей города и проводит экскурсии
Это мобильное приложение-навигатор с функцией аудиогида.
Елена Кривальцевич, руководитель проекта:
[Перевод с беларусского]
На данный момент в мобильной программе KrokApp отсутствуют элементы монетизации. Работа команды сейчас больше направлена на пополнение баз данных качественным контентом. Мы прорабатываем вопросы сотрудничества с историками из Института истории НАН Беларуси и экскурсоводами, которые имеют лицензию на проведение экскурсий.
В будущем KrokApp позволит публиковать материалы на платной основе. Такая функция будет доступна экскурсоводам с лицензией. Если лицензии нет, можно пройти через модераторов-профессиональных историков и тоже размещать материалы. Финансовая модель такой ветки развития пока не проработана досконально, особенно с юридической стороны.
Планируем добавить в мобильную программу дополнительную платную информацию (мы это называем «city tips»). Например, где можно найти ближайший туалет или бюджетное кафе.
Также в будущем мобильной предусмотрено введение бонусной системы для пользователей, вроде “голосов” Вконтакте. У нас это будут “шаги”, которые можно собрать:
1) Путешествуя по определенным точкам обзора.
2) Получив при правильных ответах в игре (которая будет создана для изучения особых слов белорусской культуры и истории.
3) «Шаги» можно будет приобрести. Если человек купит или насобирает определенное количество “шагов” – будет возможность приобрести на эти “шаги” платный контент.
Рассчитываем на то, что проект заинтересует местные кафе и рестораны, который пожелают разместить свою рекламу. Планируем рекламировать не только коммерческие объекты, но и сами города или проекты, которые имеют отношение к развитию историко-культурного наследия.
В целом, наша команда считает прибылью все, что больше нуля. Так что первый доход – сумма, выделенная на развитие проекта от Maesens. Финансы нужны, но пока мы ориентируемся на получение гранта.
Сама концепция мобильной программы позволит пользователям выбирать: что посмотреть, куда лучше пойти, что прослушать. И, что самое интересное, определить, сколько понадобится времени на осмотр того или иного места. Также будет текстовая и аудиовизуальная информация: будем двигаться от наиболее крупных объектов и городов. Мы отличаемся тем, что концентрируем внимание на белорусской культуре: аналогичной мобильной программы еще не встретили.
***
Протез руки для детей и взрослых MyoTriton
Этот протез, напечатанный на 3D-принтере, стоит в 10 раз дешевле аналогичного устройства, продающегося в Германии.
Олег Гальцев, руководитель проекта
В перспективе мы собираемся зарабатывать, но пока наш проект живет за счет волонтерской помощи различных людей и компаний. Сейчас ведем переговоры с потенциальным инвестором, но параллельно продолжаем поиски средств.
Безусловно, социальные проекты не только могут, но и должны быть финансово самостоятельными. Соглашусь, что многие общественно значимые стартапы сворачиваются, потому что нет денег. Я бы ещё выделил отдельно недостаток времени. Плюс психологический дискомфорт: если что-то не ладится с первого раза, хочется поскорее забросить дело. Но постоянного успеха не бывает: как-то я даже написал пост об этом.
В Беларуси есть проекты, которые мне очень нравятся. Например, Юлия Стефняк вместе с сестрой-двойняшкой Леной и инженером-программистом Александром Сорокиным создают мебель для людей с ограниченными физическими возможностями. Когда-то я познакомил ребят, и сейчас они разрабатывают идею вместе.
О масштабируемости конкретно нашей идеи пока не скажу, посмотрим, как дела пойдут. Изначально это всё же это не приложение для бизнеса. К слову, в России есть похожий проект, с основателем я знаком, и мы периодически общаемся.
Почему социальные стартапы умирают?
Мы спросили об этом у Александра Скрабовского, руководителя конкурса социальных проектов Social Weekend.
«Часто выходит, что у руководителей социальных стартапов изначально нет стремления зарабатывать деньги. В итоге это рождает ещё одну причину последующего закрытия подобных проектов. А так социальные стартапы сворачиваются по тем же причинам, что и обычные. В целом, основным фактором я бы выделил недостаток опыта: часто нет никаких ориентиров, и всё делается впервые. Немудрено, что многое не выходит. Если говорить о нашем законодательстве: социальным предпринимательством заниматься можно, но несколько труднее, чем в других странах. Пока мне пока не известно о каких-либо позитивных изменениях в этой сфере.
В этом году мы запустим программу для выпускников Social Weekend – тех, кто застопорился, ушёл в шатко-валкое состояние или вообще закрыл проект. Выясним причины и постараемся вернуть их к жизни. Да, мы надеялись, что идеи подхватят, будут другие возможности. Но кто-то ещё мал для грантов, кому-то нужен ментор. Будем делать второй шаг, в надежде, что не нужно будет делать третий.
Есть белорусские социальные проекты, успешно сочетающие бизнес и общественную пользу. Это краудфандинговые площадки (Ulej, MaeSens, Talaka), проекты Катерины Ковровой, в частности, шикарный пример – социальная мастерская «Нашы Майстры», где изготовление декоративных изделий из гипса возвращает к жизни людей с зависимостью.
Из наших последних проектов это «Чехлы на кювезы» от ЛапкаМа, it-курсы для слабослышащих, движение #ЭтоНашиДети. Они имеют все шансы стать успешными не только социально, но и коммерчески. Но не будем забывать, что максимизация прибыли не может быть целью социального стартапа».
***
Социальный стартап – это не проект, который заранее обречён на провал. Как видите, в Беларуси есть истории успеха – необязательно желать мировой славы и переезда в США. Можно делать полезный и при этом локальный стартап. Тем не менее, не стоит забыть о финансовой составляющей: это залог того, что проект будет развиваться, а значит, сможет помочь большему количеству людей. Не это ли главная цель?
Источник: http://startuplife.by/how-tosurvive.html